Дас Эксперимент
в тексте использованы цитаты диалогов из немецкого фильма «DasExperiment»
Из воспоминаний бабушки:
- Ой, страшные были времена, что ты! Голодные и жестокие. Многих, ой многих, особо и не разбираясь, или в тюрьму до старости засаживали, где они и помирали, или вообще в расход пускали. Поймали на поле, где после сбора урожая колоски пооставались, с пучком этих самых колосков и расстрелять могли. А как же! Расхищение народного добра! Статья такая, а в ней, конечно, и высшая мера предусмотрена была за расхищение в особо крупных размерах. Но ведь никто ж не разбирался, сколько да при каких обстоятельствах, поймали да и расстреляли…
Из анекдота:
Супербыстрое 100% средство от перхоти
со 100% эффективностью – гильотина!
Смотрю я на последние события в нашей незалежний Украине и смутные сомнения меня начинают терзать: может, и правда история повторяется с упорным постоянством?
Давайте вспомним рождение СССР: недовольство ситуацией в стране, затем революция, затем эйфория победы плюс неразбериха с экономикой, потом постоянная смена власти вкупе с гражданской войной (помните? белые – красные – белые – красные), потом террор для поддержания Власти с помощью НКВД, ну и так далее до полного застоя.
А теперь вспомните рождение Незалежной Украины – та же схема.
Поигрались в демократию?
Всё, хватит, а теперь будем наводить порядок.
И начнем с расчистки дорог, но не от грязи, а от автотранспорта. Так оно надежней будет: нет машин – нет проблем! И дороги портиться не будут, и пробок не будет, и статистика ДТП снизится до 0%, то есть, отчетность будет образцово-показательной. Опять же, ничего вам это не напоминает? Пятилетние планы, авралы в конце месяца, когда любой ценой, любыми средствами, но доложить о выполнении плана, премии за перевыполнение плана и лишение премий за невыполнение. Может кто-то знает, может кто-то еще помнит…
Так к чему это я?
Встав на путь демократизации и становления правового государства, наше правительство решило любыми средствами добиться наилучших показателей, ну, пусть хотя бы, для начала, в автомобильно-автодорожной области.
Как вы думаете, с чего началось наведение порядка?
С ремонта автодорог?
С обновления дорожной разметки, реставрации дорожных знаков и установки очень нужных указателей направления движения, улучшения обочины и предоставления всевозможного цивилизованного сервиса на трассах? Нет. На это требуется слишком много средств, которые, кстати, можно было бы получать (при правильной организации) с огромной, всё увеличивающейся армии автовладельцев в виде транспортного сбора.
Сделали проще и дешевле, а именно: решили провести некую глобальную акцию. Но даже акцией это назвать трудно, потому что в акциях участвуют обычно только те, кто пожелает. Здесь же нечто другое.
Это, скорее, можно назвать экспериментом, предусматривающим раздачу ролей со строгими инструкциями – одним, и вовлечением сюда же ничего не подозревающих – других.
- Мы не собираемся испытывать на вас новые препараты.
Нас интересует ролевое поведение в ситуации тюремного заключения.
Так в чем же суть эксперимента?
Сначала меняем дислокацию подразделений ГАИ разных городов, дабы стражи порядка особо не заморочивались ненужным состраданием к землякам, затем даем четкие указания ГАИ более активно контролировать дороги и действия участников движения на них, даем разрешение трактовать большинство нарушений как создание аварийной обстановки и наделяем полномочиями доставлять водителя прямо с дороги в суд, где дело немедленно рассматривается.
- Сразу должна предупредить: если в нашем эксперименте
вы – заключенные, то вам придется отказаться от некоторых
личных и гражданских прав, как, например – свобода слова
и свобода передвижения.
С охранниками, то есть с работниками ГАИ – всё понятно, их роль четко определена новой должностной инструкцией от организаторов эксперимента. Каковы же правила для заключенных, то есть, простите, для тех, кого будут надзирать ГАИшники? А вот им как раз придется отказаться от некоторых личных и гражданских прав, как, например – свобода слова и свобода передвижения – при малейшем нарушении ПДД.
- Куда попал?
- В охранники!
- Повезло…
Итак, роли распределены. И если вы не в лагере ГАИ, то вам не повезло. Готовьтесь к малоприятным неожиданностям, от которых будете пребывать в состоянии от легкого шока до полного ступора.
Вы не пропустили пешехода, который железно стоял и ни в какую не желал идти, пока вы не проедете? Ах, вы не пропустили пешехода?! Так лишить вас прав на управление авто на полгода, раз вы такой! А лучше на год! (А надо было выйти и слезно умолять пешехода соизволить перейти дорогу или допинать его на ту сторону дороги, если б упирался).
Вы не заметили разметку на дороге, так как ее совершенно было не видно из-за стертости и грязи (но в принципе-то предполагается, что она на том месте есть!), а других обозначений, запрещающих поворот, не было, и повернули в неположенном месте (предварительно дождавшись, пока не будет машин)? Так лишить вас прав на управление авто на полгода, за создание аварийной ситуации (кому???!)! А лучше на год! (А надо было выйти, взять скребок или лопатку с веничком из машины и поскрести дорожку, пока машин нет, вдруг бы и откопали сплошную или даже двойную).
А может, вы выезжали из собственного гаража и зацепились собственным бампером за пенек (угол, камень) так, что бампер на сверкающей машинке некрасиво поцарапался и даже чуть прогнулся? И вам (вот уж блажь!) захотелось его починить деньгами страховой компании, в которой каждый год честно страхуетесь? Да пожалуйста, нет проблем! С помощью работника ГАИ фиксируем факт повреждения, имевший место, с помощью работника страховой компании оформляем наступление страхового случая, в суде получаем заключение, что так оно все и было, получаем деньги, делаем бампер, всё!
Э-ээ, нет, подождите радоваться и подождите еще пару дней – вам придет уведомление о решении суда о лишении вас прав на полгода!
А лучше на год!
За что?!
«За совершение ДТП, повлекшее повреждение транспортного средства». Не спешите возмущаться, лучше отвечайте: дорожно-транспортное происшествие (ДТП) было?
Было! Дорога (из гаража), транспорт (ваш), происшествие (неаккуратный контакт с пеньком). Повреждение транспортного средства было? Было! Повреждение (пострадавший бампер).
В общем, если продолжать далее, то можно дойти до полного и абсолютного маразма. Поэтому тем, кто не попал в надзиратели порядка, лучше иметь крепкие нервы и бесконечное терпение.
- Судя по тестам, Вы в отличной форме, а это значит,
что во время эксперимента Вас можно помещать
в экстремальные ситуации.
Если вы содержите, пусть даже небольшой, штат личных водителей, если поездка на машине для вас просто развлечение, если вы зимой вообще ставите машину в гараж до лета, то вам беспокоиться не о чем. Если вы даже и будете втянуты в этот государственный эксперимент, то наверняка легко перенесете эти полгода без прав.
Но вам, конечно, будет туго, если вы:
- таксист, являющийся единственным добытчиком в семье, у которого жена с малыми детьми и больная мама;
- инвалид, вынужденный регулярно ездить в больницу на процедуры;
- сотрудник фирмы, занимающийся доставкой;
- предприниматель, заказчики которого находятся в городе и области, и если он будет добираться до них рейсовыми автобусами или маршрутками – то потеряет всех.
Да, если вы сильный человек – вы выдержите любую экстремальную ситуацию. Выдержите даже то, что, вынося решение суда, вас никто не слушал, а возможно, даже и не вызывали на судебное заседание. Вас просто поставили перед фактом. От которого вы в шоке.
- Не бойтесь!
Это не больно.
Зачем это всё? Целью всех этих действий должно явиться избавление наших дорог от водителей-нарушителей, резкое (если не полное) снижение количества ДТП, абсолютная безопасность пешеходов в любом месте дороги.
Не надо быть великим аналитиком-исследователем-предсказателем, чтобы сказать, при каком условии не будет никакого вреда от машин – при условии, что они будут стоять. В гаражах.
- Вам предстоит оказывать давление на других
и испытывать его на себе. Вам придется отказаться
от обычных прав, а это не так-то просто.
А может быть, организаторы эксперимента чего-то не учли? Например, реакцию поднадзорных на действия охранников, или непредсказуемое, необратимое вхождение в роль скорых на расправу работников ГАИ.
И нетрудно предположить, с какой горечью, а не радостью, будут слушать очень многие бодрые рапорты правительства о «снижении аварийности по всей стране в результате проведенного эксперимента».
- Здорово! Я и не думал, что ты такой жестокий!
И не будет ли потом стыдно некоторым за свои действия? Ведь, скажите честно, граждане начальники, у вас же есть план, оттуда, свыше, от руководителей эксперимента с четкими указаниями чего и сколько, который нужно выполнить во что бы то ни стало, любой ценой. Поэтому вас ничто не волнует. Правильно, в общем-то, Ты (то есть я) – нарушитель! А не надо было нарушать! Ты (то есть я) нарушил правила движения, а мы нарушим все твои права, какие только сможем в рамках своего санкционированного произвола!
- Какие будут предложения?
- Я читал, что в подобной ситуации контроль над ними
можно получить лишь если мы их унизим.